Доктор Аарон Бек разработал концепцию когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) или когнитивную терапию в 1960-х годах. Широкое изучение ее возможностей с проведением большого количества исследований подтвердило ее высокую эффективность и привело к активному применению КПТ в наши дни.
В этой статье мы расскажем об истории, истоках, принципах и значении когнитивной терапии, а также о том, когда, как и зачем она используется.
Когнитивно-поведенческая терапия успешно применяется для лечения депрессии, тревоги, бессонницы и ряда других психоэмоциональных расстройств
КПТ применяется при лечении расстройств личности, тревожно-депрессивных состояний, расстройств пищевого поведения, наркомании, игромании.
Была доказана и продемонстрирована эффективность когнитивной психотерапии в качестве дополнительного лечения к медикаментозным методам при биполярном расстройстве и шизофрении.
При применении КПТ отмечаются значимые улучшения в состоянии пациентов с синдромом раздраженного кишечника, хронической усталостью, бессонницей, мигренью, фибромиалгией, хронической болью.
Основатель когнитивной терапии Доктор Аарон Бек был профессором психиатрии Пенсильванского университета
Кто такой доктор Аарон Бек?
Аарон Темкин Бек (англ. Aaron Temkin Beck) родился 18 июля 1921, в городе Провиденс, США. Умер 1 ноября 2021 в Филадельфии, США. Доктор Бек был видным американским психотерапевтом, профессором психиатрии Пенсильванского университета, создателем КПТ, одного из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии. Он также являлся крупным специалистом в области лечения депрессий. Когнитивная терапия А. Т. Бека наиболее широко применяется сегодня в области лечения людей с симптомами депрессии.
Истоки и история когнитивно-поведенческой терапии
По признанию самого доктора Бека, идея новой формы психотерапии – когнитивно-поведенческой – появилась у него в процессе работы с депрессивными пациентами. Он стал замечать, что люди в таком состоянии довольно часто высказывают мысли, лишенные обоснованности. Они отмечают характерные для депрессии «когнитивные искажения» в собственном мышлении, что сильно их пугает. Наблюдая за ними, доктор Бек начал рассматривать депрессию не только как расстройство настроения, но и как когнитивное расстройство.
В 1961 году Аарон Бек, основываясь на своих клинических наблюдениях и полученных данных, изложил новую когнитивную теорию депрессии. Он опубликовал исследование, в котором оценил и продемонстрировал эффективность когнитивной терапии. В 1979 году в свет выходит его книга «Когнитивная терапия депрессии», ставшая новшеством в психотерапевтической практике. До этого подобное руководство, совмещая его с традиционным протоколом лечения, применяли только при лечении поведенческих проблем.
Когнитивно-поведенческая терапия – самая изученная из всех психотерапевтических методик, имеющая научно-подтвержденные протоколы лечения
Модель Бека включала в себя сложный набор клинических аспектов, который состоял из эмоциональных, когнитивных, поведенческих компонентов воздействия. Он впервые создал схему терапии, которую много лет спустя психологи определят как «эмпирически подтвержденное психологическое лечение», признавая его высокую эффективность.
Новшеством доктора Бека заинтересовались исследователи и клиницисты, включив КПТ в протоколы назначаемого лечения и активно его изучая. По мере исследований, термин «когнитивная терапия» сменился на «когнитивно-поведенческая терапия» за счет включения поведенческих аспектов. В наши дни КПТ является наиболее изученной из всех видов психотерапий и имеет несколько протоколов лечения, каждый из которых научно обоснован.
Когнитивная модель: принципы и основы
Когнитивность в психологии – способность человека умственно воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию, исходя из своих глубинных убеждений, установок и автоматических (неосознанных) мыслей. Такие мыслительные процессы принято называть «психическим состоянием человека».
Когнитивно-поведенческую психотерапию можно представить в виде когнитивной формулы:
Событие - Мысль - Эмоции – Поведение.
Схематическое изображение когнитивной формулы, на которой построена КПТ
Таким образом, КПТ основана на простой, здравой модели взаимоотношений между следующими составляющими: познанием, поведением, эмоциями. Особое внимание уделяется трем аспектам познания:
- автоматические мысли,
- когнитивные искажения,
- основополагающие убеждения или схемы.
Разберем подробнее каждый из них.
Автоматические мысли (когниции) – это непосредственные, необдуманные, стереотипные и подчас мгновенные мысли. Они формируют как эмоции людей, так и их действия в ответ на произошедшее.
Например, в офисе мужчина пересекается со знакомым, который, будто не замечая его, проходит мимо и не здоровается. У мужчины появляется автоматическая мысль: «он меня ненавидит» или «я сделал что-то не так вчера, это его разозлило», которая объясняет поведение знакомого. Такая мысль влияет на настроение мужчины, он расстраивается, намеренно избегает следующей встречи с этим человеком. Однако, если бы возникшей у мужчины автоматической мыслью было: «знакомый торопится, поэтому не поздоровался», он не был бы обеспокоен и не стал бы избегать новой встречи.
То есть, такие дисфункциональные автоматические мысли, искаженные и преувеличенные, ошибочные или нереалистичные, играют значительную роль в психопатологии. Это важный факт когнитивно-поведенческой терапии.
Демонстрация принципа, по которому пациент оценивает вещи, ситуации, людей, самого себя – когнитивные искажения
Когнитивные искажения или, по-другому, логические ошибки. Они довольно часто встречаются у людей с психологическими расстройствами и приводят к ошибочным выводам. Распространенными когнитивными искажениями можно назвать следующие:
- Дихотомическое мышление, при котором вещи рассматриваются в двух взаимоисключающих категориях без каких-либо промежуточных оттенков между ними. Проще говоря, существует либо одно плохое, либо одно хорошее.
- Чрезмерное обобщение, в ходе которого отдельные случаи или ситуации используются человеком для широких обобщений.
- Выборочное абстрагирование, которое подразумевает сосредоточенность внимания исключительно на определенных, обычно негативных или расстраивающих аспектах чего-либо, игнорируя при этом все остальное.
- Дисквалификация позитивного, то есть положительный опыт, противоречащий негативным взглядам человека, не учитывается.
- Чтение мыслей, включает в себя предположение мыслей и намерений других людей без какого-либо подтверждения от самих людей.
- Гадание, то есть предсказание того, как будут развиваться события, до того, как они произойдут
- Минимизация, когда положительные характеристики или опыт считаются реальными, но незначительными.
- Катострофизация, при которой у человека происходит сосредоточение внимания на наихудшем из всех возможных варианте, каким бы маловероятным он ни был. Или же представление ситуации невыносимой или невозможной, когда она просто некомфортна.
- Эмоциональное мышление, то есть принятие решений и аргументация на основе своих ощущений, а не объективной реальности
- Утверждения "должен", то есть концентрация человека на том, что, по его мнению, "должно быть", а не на реальной ситуации, с которой он столкнулся. Также возможно наличие жестких правил, которые человек применяет всегда, вне зависимости от обстоятельств.
- Персонализация, обвинение или атрибуция, то есть постоянное предположение, что вы полностью или непосредственно ответственны за любой негативный результат в своей жизни или судьбе других людей.
Принцип появления глубинных убеждений (основополагающих убеждений) у человека
Основополагающие убеждения формируют у человека восприятие событий. Системы убеждений или, по-другому, схемы убеждений формируются у людей по мере накопления жизненного опыта. Они представляют из себя шаблоны или правила обработки информации, как правило, в основе самого поверхностного слоя автоматических мыслей. В когнитивно-поведенческой терапии такие убеждения определены в два уровня:
- основные,
- промежуточные.
Основные убеждения являются глобальным, жесткими, порой чрезмерно обобщенными. Они, в свою очередь, включают:
- центральные представления о себе и мире,
- фундаментальный уровень веры.
В качестве примера дисфункциональных основных убеждений можно привести следующие утверждения:
- «меня не любят»;
- «я неадекватный»;
- «мир – это враждебное и опасное место».
Промежуточные убеждения состоят из предположений, установок и правил. Важно отметить, что на их развитие непосредственно влияют основные убеждения.
В качестве примера дисфункциональных промежуточных убеждений можно привести такие варианты, как:
- «чтобы меня приняли, я всегда должен угождать другим»;
- «я должен быть превосходен во всем, что я делаю, чтобы меня считали адекватным»;
- «лучше всего иметь как можно меньше дел с людьми».
Пациент и психотерапевт сотрудничают в ходе КПТ, чтобы изменить модель мышления и поведения
Клиническое значение КПТ
КПТ представляет из себя структурированную, дидактическую, ориентированную на достижение целей форму терапии. Это практический подход.
Пациент и терапевт работают в сотрудничестве с целью изменить модель мышления и поведения пациента, добиться благоприятных перемен в его настроении, образе жизни. КПТ широко используется для решения различных проблем и, в зависимости от диагноза и типа нарушений, применяются соответствующие протоколы лечения.
В то же время, большинство терапевтов, которые практикуют КПТ, персонализируют и подстраивают терапию под конкретные потребности каждого пациента. Индивидуальный подход – залог успешной когнитивно-поведенческой терапии и ее долговременных результатов.
Концептуализация – важный элемент в проведении КПТ. Оценка состояния пациента на первом сеансе дает начало разработке его индивидуальной концептуализации. Она строится от сеанса к сеансу, после чего передается человеку на более поздних этапах терапии. Цели и проблемы, над которыми хотел бы работать пациент в ходе лечения, определяются на первом или втором сеансе совместно с психотерапевтом. Приоритетные проблемы прорабатываются в первую очередь.
Структура сеанса КПТ включает в себя повестку дня, преемственность предыдущего занятия, домашние задания, поведение итогов
Структура каждого сеанса:
- Начало сеанса всегда подразумевает краткий обзор или проверку настроения человека.
- Затем необходимо напомнить о выводах предыдущего сеанса, таким образом обеспечив преемственность занятий.
- Далее следует повестка дня, то есть то, о чем на данном сеансе будет идти речь, она определяется совместно.
- После проверяется домашнее задание, которое пациент должен был выполнить между сеансами.
- И только потом начинается обсуждение проблемы. Вопросы, которые включены в повестку дня, обговариваются, сопровождаются обратной связью от пациента и подведением итогов.
- В конце занятия человеку дается новое домашнее задание.
- Кратко обобщается сегодняшний сеанс.
Главное преимущество когнитивно-поведенческой терапии – результат долговременный, рецидива не случается, так как теперь человек сам себе психолог
Основная задача специалиста при проведении когнитивно-поведенческой терапии – работа с мыслями человека, его отношением к данной ситуации, с коррекцией искажений и ошибок мышления. Это, в конечном итоге, приводит к формированию более адаптивных, положительных, конструктивных и жизнеутверждающих стереотипов дальнейшего поведения.
Когнитивно-поведенческая психотерапия состоит из нескольких этапов. На консультациях у психолога клиент поэтапно «шаг за шагом» учится изменять свое мышление, которое приводит его к приступам паники. Замкнутый круг, состоящий из страха, паники и негативных мыслей постепенно разрывается. Человек учится техникам, направленным на снижение уровня тревоги. В итоге клиент преодолевает пугающие ситуации и качественно меняет свою жизнь.
Главное достоинство когнитивно-поведенческой психотерапии – стойкий результат, то есть после успешного проведенного лечения не возникает рецидива. Это обусловлено тем, что после КПТ клиент становится сам себе психологом, так как во время консультаций он осваивает методику и технику самоконтроля, самодиагностики и самолечения.
Основная мысль при поведении когнитивно-поведенческой терапии
Примеры применения КПТ на практике
- Тревожные расстройства:
Когнитивно-поведенческая терапия подразумевает замену негативных автоматических мыслей, которые возникают при генерализованном тревожном расстройстве, на другие, более позитивные. Может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с лекарственными препаратами.
Если речь идет о тревожных расстройствах (панических атаках – ПА), КПТ включает в себя десенсибилизацию к триггерам, которые провоцируют тревогу и ПА. В то же время нельзя забывать о возможности негативного эффекта КПТ – кратковременного повышения тревожности в начале лечения.
- Депрессия:
У пациентов с хронической депрессией сочетание КПТ и приема антидепрессантов более эффективно, чем любое из этих мероприятий по отдельности. В случае, когда пациент отмечает отсутствие интереса к прежде любимой работе, хобби, любому виду деятельности, КПТ первоначально можно сосредоточить на возобновлении человеком этой деятельности. А затем перейти непосредственно к терапии депрессивного расстройства.
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ):
Для детей младше шести лет когнитивно-поведенческая терапия признана наилучшим исходным методом лечения СДВГ. В противовес этому, у детей старше шести лет первоначально рекомендуется применение стимулирующих препаратов.
Если дети старшего возраста плохо реагируют на лекарственные препараты или сталкиваются с негативными последствиями их применения, им также рекомендуется КПТ.
Поведенческая терапия включает обучение родителей. Она подразумевает установление для ребенка четких правил с описанием ожиданий родителей, системой соответствующих поощрений или наказаний. Между ребенком и родителем ежедневно осуществляется обратная связь путем спокойных бесед.
Типичный курс лечения СДВГ с помощью КПТ включает в себя 60-минутые сеансы, проводимые еженедельно в течение 2-3 месяцев.
Порочные круги сна при бессоннице, с которыми работает КПТ
- Бессонница и другие расстройства сна:
КПТ работает со всеми тремя «порочными кругами» расстройства сна (биологическим, физиологическим, поведенческим). Прежде всего, психотерапевтом составляется план изменения вечерних привычек. Основной задачей является устранение стимулов, включающих бессонницу, и формирование стимулов, запускающих сонливость. Пациента обучают навыкам самоуспокоения, релаксации.
Для успеха терапии крайне важно сначала ограничить количество сна, чтобы установить четкий режим и приучить организм засыпать и просыпаться в одно и то же время. Многим людям поначалу это кажется страшным, но иногда только так можно восстановить естественные биологические ритмы.
Не последнюю роль играет обучение человека здоровому реагированию на тревожащие мысли во время бессонницы. Зачастую именно опасение не заснуть вызывает ту самую мыслительную деятельность, которая препятствует наступлению сна.